Инновационный человеческий капитал: проблемы финансирования

Инновационный человеческий капитал: проблемы финансирования

Инновационный человеческий капитал: проблемы финансирования

Инновационный человеческий капитал: проблемы финансирования

Современная институциональная система Украины характеризуется недостатком эффективных институтов, которые способны обеспечить формирование инновационного человеческого капитала (ЛК), стремление как в бюджетных отраслях, так и позы ними всячески экономить на инвестициях в развитие общества в целом, в том числе и в его инновационную составляющую. Для непосредственного финансового обеспечения развития ЛК в форме удовлетворения личных и общественных потребностей населения назначается определенная часть государственного бюджета. Впрочем прямое отношение к развитию ЛК имеют бюджетные функции: накопление ЛК и перераспределение доходов. Расширенное же направления потоков государственных средств в социальную сферу возможно на платформе укрепления экономики и формирования прочного слоя среднего класса.

При разработке государственных программ, направленных на инновационное ЛК, по крайней мере необходимо способствовать улучшению уровня жизни населения. Последний должен быть таким, чтобы позволить бронирования финансовых ресурсов не только на поддержку ЛК, но и на инвестирование значительных объемов средств в инновации.

В рамках рассматриваемой проблемы целесообразно также дать характеристику вопросам, связанным с налоговой системой Украины

Ее организация должна направляться на обеспечение развития предпринимательства, на активирование рынке труда, на расширение привлечения в общественно полезную деятельность носителей ЛК, их достойную оплату труда. Фискальная политика в зависимости от используемых инструментов может влиять на объем доходов как прямо, регулируя их сумму, так и опосредованно – средствами социальных услуг. Нередко пути сокращения неравенства населения по доходам видят в использовании систем прогрессивного налогообложения, в расширении базы налогообложения и др.

Косвенные налоги считаются регрессивными, так как обычно базируются на малоэластичних товарам массового спроса, которые на данный момент доминируют в бюджетах подавляющего большинства отечественных домохозяйств. Для исправления ситуации можно извлечь из косвенного налогообложения те товары и услуги, которые являются базовыми для жизнедеятельности человека. Также предлагают в условиях высокого риска уклонения от уплаты НДС и сложности администрирования в случае введения дифференцированных его ставок усовершенствовать налогообложения НДС социальных групп товаров и услуг. Суть предложения – финансовые ресурсы от уплаченного предприятиями НДС за специальные (социальные) группы товаров и услуг должны оцениваться в общем фонде или аккумулироваться на отдельном счете специального фонда государственного бюджета. Эти средства должны использоваться для адресной помощи малообеспеченным семьям.

Читайте статью  Как активатор инновационных процессов

Смягчение налогового прессинга на такие семьи за сохранение номинальной ставки НДС и отсутствия дифференциации ставок налогов является экономически целесообразным:

1) не осложняется администрирования этого налога и отсутствуют стимулы для уклонения от его уплаты;
2) предоставление адресной социальной помощи малоимущим гражданам согласно четко определенным критериям за счет части поступлений НДС, полученного при реализации социальных групп товаров, позволяет уменьшить регрессивность этого налога;
3) увеличение доходов «бедного населения» за счет такого источника способствовать росту массового спроса, и, как следствие, и оживлению внутреннего рынка.

На базовом уровне экономической системы капитализация человеческого потенциала способствует изменению практики перераспределения вновь созданной стоимости в пользу працеактивного населения. ЧМ выше занятость, тем существенным является общий перераспределение добавленной стоимости между капиталом и наемным трудом; тем гармоничнее становится структура общества; тем быстрее повышается уровень жизни населения.

Такие выводы коррелируют с научной позицией основателей теории ЛК: общество, вкладывая больше в человеке, может достичь не только рост продукта, но и более равномерного его распределения. И, что важно, функционирования производительных способностей человека в форме капитала приводит к увеличению удельного веса и численности населения со средним уровнем доходов, знаменующий собой замену консервативной модели социальной структуры общества на другую – прогрессивную (демократическую).

Существующего же уровня оплаты труда значительной прослойки занятого населения Украины как основного источника его доходов сейчас хватает, главным образом, на средства существования, но отнюдь не на расширенное инвестирования в развитие общества.

Фундаментальной базой повышения качества инновационно-инновативного потенциала населения образовательный капитал. Следовательно, в условиях существенных сдвигов, вызванных процессами глобализации мировой экономики и другими глубинными преобразованиями настоящее, перед Украиной стоит задача создания такого институциональной среды, которое бы обеспечивало высокое качество образовательной системы. Ее решение невозможно без привлечения поддержки государственных и негосударственных финансовых институтов.

Читайте статью  Бизнес-идеи для женщин-предпринимателей. Еще не решили, чем заняться?

Действующая система финансирования образования содержит отпечаток советской эпохи. Тогда уровень образования населения, обеспечивая получение ряда важных достижений геополитического характера, был значительным конкурентным преимуществом.

К положительным сторонам функционирования тогдашнего образовательного сектора следует отнести:

достаточно высокий уровень финансового обеспечения (около десятой части национального дохода);
практическая бесплатность образовательных услуг для населения;
разветвленность сети профессионально-технических заведений, их тесная связь с производством; действенность для лиц, работающих вечерней и заочной форм обучения;
плановость системы повышения квалификации.

Вузовская подготовка характеризовалась размером стипендии, который обеспечивал минимальные потребности ее получателя, а государственные направление гарантировали трудоустройства по специальности в соответствии с полученной квалификацией.

Нынешняя система финансирования образования в определенной степени подверглась лишь модификации

Структурно-функциональные характеристики образовательной деятельности и незначительные объемы капиталовложений в модернизацию ее инфраструктуры свидетельствуют о консервативности государственной политики и неопределенность ее бюджетных приоритетов. Система финансирования образования, к сожалению, не стимулирует развитие образовательного потенциала, а лишь на определенном уровне поддерживает существующую образовательную деятельность. Это приводит к общему снижению качества обучения, которое приобретает признаки упадка. Особенно обострилась проблема качества и результативности подготовки в учреждениях высшего образования.

Украинское общество признало эффекты внешнего независимого оценивания выпускников среднеобразовательных учебных заведений и видит целесообразность аттестации качества вузовского образования, привлечения работодателей к выработке содержания образования, развития университетской науки, демонополизации системы менеджмента и внедрение для создания пространства мысли и творчества реальной академической свободы преподавателя и студента, кадровой и финансовой автономии вузов. Тем более, что эвроинтеграционные устремления Украины предусматривают открытость экономики и общества.

Обозначенные проблемы финансирования инновационного ЛК имеют теоретическое и прикладное значение, поскольку их решение требует углубленного научного обоснования путей решения и практической реализации конструктивных разработок.

Похожее ...

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о