Пути формирования коллектива

Пути формирования коллектива

Пути формирования коллектива

Пути формирования коллектива

Сформировать надежную команду дело сложное. На первых этапах становления компании добиться этого удается не всегда. На сплочение сотрудников уходят долгие годы. Многие из обстоятельств для успеха в данной области не зависят от воли руководителя и возникают стихийно. Сформировать сплоченный коллектив под силу только сильному и целеустремленному руководителю. Именно ему предстоит позаботиться о каждом рабочем месте и правильно расставить персонал по занимаемым позициям.

Первым этапом создания официального коллектива является принятое и оформленное юридически решение, определение функциональной структуры, а также прав и обязанностей каждого сотрудника. После этого обо всех принятых решениях официально сообщается коллективу. Неофициальный коллектив зарождается в какой-либо чрезвычайной ситуации. Он возникает из эмоционального всплеска недовольных сотрудников, отстаивающих свои права. Как правило, это обстоятельство приводит к объединению людей со схожими проблемами и требованиями

Но каким бы ни был коллектив (официальным или неофициальным), отношения в нем складываются из взаимных симпатий или антипатий людей, обусловленных закономерностями человеческого восприятия. В процессе общения люди находят «точки соприкосновения» по каким-либо интересам, ценностям и жизненным приоритетам. Они могут разделять позиции своего коллеги, принимать участие в решении его проблем или просто сопереживать в случае неудач. На основе симпатии зарождаются крепкие и долгосрочные отношения.

В случае, если коллектив формируется решение руководителя, главным требованием становится соблюдение трудовых обязанностей. Как правило, коллективы, основанные только на принуждении, существуют не долго, и являются малоэффективными.

Сегодня в ряде крупных западных компаний в моду вошло создание трудовых коллективов на основе добровольного выбора

Работнику самому дают право предварительного общения, в результате которого он способен определиться с тем местом, которое впоследствии он займет в компании. Научно доказано, что группа, сформированная на базе личностных симпатий, работает эффективнее и слаженнее. На фоне сформировавшихся симпатий в процессе работы в коллективе выделяются отдельные референтные группы и отдельные личности, поведение которых воспринимается в дальнейшем качестве профессиональных стандартов всем коллективом. Определение референтных групп или личностей происходит на основе использования различных модификаций социографического метода.

Читайте статью  Продам интернет магазин

К примеру, каждому представителю сработавшейся исходной группы предлагается выбрать по два человека, с которыми он больше всего хотел бы продолжить свою работу, или, наоборот, ни при каких обстоятельствах не стал бы сотрудничать. Согласно полученным данным составляется социограмма (схема предпочтений), представляющая из себя совокупность элементов с данными каждого сотрудника. Все элементы соединены между собой векторными связями, показывающую взаимное расположение или неприязнь к оппоненту. В зависимости от полученного результата социограмма будет соответствовать одному из видов: центростремительному, сетевому, цепному, полицентрическому. Схема предпочтений позволит определить работников, готовых к дальнейшему сотрудничеству, тех, кто пользуется большей популярностью в группе и непотребных сотрудников, не пользующихся уважением коллег.

Существует еще один вариант определения референтных групп. Каждому работнику предлагается составить рейтинг из трех наиболее популярных коллег

После этого за призовые места каждому конкурсанту начисляется определенное количество баллов (от 3 до 1 соответственно). Суммировав полученные результаты, организаторы, формируют группы в соответствии с набранными баллами. После этого изображаются три геометрические фигуры, вписанные одна в другую, и в каждую из них вписывается фамилии лидеров, начиная с центра. Такая методика позволяет определить конкретное место каждого члена группы.

Еще одной разновидностью социограммы является, так называемая, «матрица взаимоотношений». Построение ее начинается с того, что каждому члену коллектива предлагается оценить свое отношение к коллегам, используя цифры «-1» и «0». Все оценки сводят в подобие турнирной таблицы, из которой можно реально представить взаимоотношения между членами коллектива.

Читайте статью  Cоставление бизнес плана: 7 правил успешного проекта

Составляя социографические таблицы стоит учитывать два обстоятельства. Первое, при утечке конфиденциальной информации есть риск вызвать конфликтную ситуацию, так как каждый опрошенный узнает, что на самом деле думают о нем его коллеги. Второе, выявленным лидером будет не тот, кто в действительности руководствуется интересами компаниями, а всего лишь самый популярный человек среди коллег.

Сразу после своего возникновения любой коллектив (как официальный, так и неформальный) проходит несколько стандартных этапов

1. Знакомство. Обычно этот этап рекомендуется завершать одним из вышеозначенных социометрических исследований и определением руководителей. Как правило, на этапе знакомства некоторые члены коллектива занимают выжидательную позицию, в результате чего получить полную картину о группе еще невозможно.

2. Сближение. Происходит формирование референтных групп, определение правил и норм поведения и зарождение основных традиций. На этом этапе нередко возникают случаи захвата или смены власти.

3. Стабилизация. Формируются совместные цели и корпоративные нормы. Коллеги настраиваются на долгосрочное сотрудничество и приступают к планированию краткосрочных и долговременных результатов.

В последующем, коллектив станет способным справиться с более сложными задачами, а удачно подобранный персонал позволит ему функционировать в условиях, приближенных к самоуправлению. Но чем более стабилен коллектив, тем больше рисков при уходе ключевых сотрудников распада раскола или реорганизации. Однако угроза расколов и отделения небольших группировок существует даже в плаченых и стабильных компаниях. Как правило, отпочкование малых групп происходит вследствие некритичного отношения некоторых членов коллектива к себе и коллегам. Такие люди начинают считать себя неуязвимыми, абсолютно правыми и непогрешимыми.

Еще одной опасностью для стабильного коллектива является бюрократизм и конформизм его членов. Основывается он на стремлении к спокойной жизни, успокоении и довольствовании достигнутыми результатами.

Похожее ...

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о